(C) ОЛЬГА КНЯЗЬ И ЯРОСЛАВ РОЗПУТНЯК, АВТОРСКОЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО, МОСКВА, РОССИЯ (C) [СВИДЕТЕЛЬСТВО №1306 МРП]

ЧАСТО РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ГОБЕЛЕНОВ

О ВОЗДЕЙСТВИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА

Проблема сохранения здоровья человеком состоит из сохранения двух его взаимосвязанных составляющих - физического и психического здоровья. Материальная основа влияния окружающих человека предметов на его здоровье заставляет относится к выбору материальных вещей, окружающих человека внимательно и осознанно.

Основные воздействия гобелена ручной работы:
1. психоэмоциональное;
2. биофизическое;
3. защитное гигиеническое;
4. терапевтическое

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Психоэмоциональное влияние художественного произведения представляет собой сложный процесс сочетания воздействия темы произведения, изображаемой на картине и цветовой палитры произведения. В зависимости от способностей и желания художника, это воздействие может быть различной силы и направленности, может быть выраженно отрицательным или положительным, но может быть сложным, неопределённым.

Ночь? Солнце ? Небо? Огонь? Ягоды? Трава?
? ? ? ? ? ?

Различные цвета  пробуждают у человека различные воспоминания и эмоции

Различные темы произведений воздействуют на разных людей неодинаково. Но, тем не менее, существуют возможности создавать произведения не имеющие отрицательного воздействия,  дружественные человеку.

Известно, что определённые расстройства здоровья допускают появление нервных импульсов, вызывающих зрительные иллюзии. Материальная основа появления этих импульсов характеризуется спецификой биохимической картины внутренней среды организма человека. Созерцание реальной картины имеет обратный эффект - при её восприятии в мозге человека генерируются импульсы, соответствующие этой реальной картине и формирование соответствующей биохимической картины во время зрительного и душевного восприятия картины.

Это воздействие не проходит бесследно, в зависимости от вида воздействующей картины  мозг человека получает различные установки, определяющие его поведение в будущем.

ВОЗДЕЙСТВИЕ   =>

=>   ПАМЯТЬ  =>

=>   ПОВЕДЕНИЕ

Материальная основа протекания этого процесса внутри организма человека для конкретных картин  имеет определённые биохимические  признаки, что даёт возможность использовать произведения в качестве терапевтических средств.

СПОСОБНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОКАЗЫВАТЬ ПСИСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ТРЕБУЕТ ОСОБОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ХУДОЖНИКА ПРИ СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТЕ НАШЕГО АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА  ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА И ПРИЛОЖЕНИЕ УСТАНОВОК ЗАЩИТЫ ДОБРА И СТОЙКОСТИ ПЕРЕД ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ.

БИОФИЗИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА          ВВЕРХ СТРАНИЦЫ

Материалы, которые использовали ткачи в работе остаются неизменными на протяжении длительного периода истории : шерсть, хлопок, лён и шёлк. И в наше время, эти материалы сохраняют своё значение.

При этом, растительные материалы - хлопок и лён чаще применяют во внутренних  структурах ткацкого переплетения, это нити основы. А в качестве внешних нитей, наиболее часто, применяют шерстяные и шёлковые.

И шерсть, и шёлк - материалы  животного происхождения, это вещества, в составе которых находится значительное количество белковых веществ. Именно белковой природой объясняются особые свойства этих материалов. Поведение белков в различных условиях различно и эти различия напоминают для белковых материалов шерсти и шёлка о поведении живых существ.

Действительно, свойства теплопроводности этих материалов   близки к аналогичным свойствам волос и кожи человека.  Большая разница теплопроводности шерсти и строительных материалов определяет целесообразность использования шерстяных ковров и гобеленов в качестве настенных теплозащитных экранов и предметов, создающих уют в комнате.

Сравнение теплопроводности материалов

Материал Влагосодержание,
весовые %
Коэффициент теплопроводности, *
Ватт/метр x Кельвин
Бетон с камешками 8 1,28
Кирпичная стенка Воздушно-сухая 0,67-0,87
Дубовая стенка 6-8 0,2-0,43
Сосновая стенка 8 0,14-0,41
Шерстяной войлок Воздушно-сухой 0,047-0,058

*Коэффициент теплопроводности означает количество теплоты переносимой при условиях, соотвествующих одной единице каждого следующего параметра: время, толщина материала, разница температур и площадь

[Данные согласно Кошкину Н.И. и Ширкевичу М.Г.,1975]

Также, подобным оказывается взаимодействие этих материалов с звуковыми волнами и светом.

Звукопоглощательная способность материалов**

Материал Частота, Гц
125 250 500 1000 2000 4000
Кирпичная стенка 0,024 0,025 0,032 0,041 0,049 0,07
Деревянная стенка 0,10 0,11 0,11 0,08 0,082 0,11
Ковёр с ворсом 0,09 0,08 0,21 0,27 0,27 0,37

**Звукопоглощательная способность материалов означает отношение поглощённой энергии звуковых волн к величине энергии   звука попадающего на отражающую поверхность

[Данные согласно Кошкину Н.И. и Ширкевичу М.Г.,1975]

Человек, находящийся рядом с произведением ручного ткачества чувствует уют благодаря тому, что это произведение защищает его от звуковых волн, служит хорошей защитой от потери тепла излучением инфракрасных лучей с поверхности кожи. Белковая природа шерсти и шёлка, широко используемых в ручном ткачестве, их поведение и природная реакция на воздействие геофизических факторов, обусловливает комфортные ощущения для организма человека вблизи таких произведений.
Интересной особенностью является то, что аминокислоты, входящие в состав основного белка шерсти кератина, имеют радиозащитные свойства.

Электрическое поле, обусловленное электрическим зарядом шерсти или шёлка, меняется в зависимости от геофизических факторов, а при этом, также, взаимодействует с электрическим полем, обусловленным зарядом кожи и волос человека. Электрическое поле поверхности нитей произведения меняется, также, в зависимости от фактуры ткани: на кончиках ворсовых нитей электрический заряд более выражен, различные виды переплетений дают различное перераспределение электрического заряда на поверхности произведения.
Кроме того, каждая нить произведения проходит через кончики пальцев художника, оставляющего результат взаимодействия собственного электрического поля на состояние белков шерсти и шёлка. Результатом являются неповторимые свойства каждого произведения и воздействие на зрителя особым образом, характерным только для данного произведения.

Взаимодействие света с поверхностью текстильного материала также влияет на распределение электрического заряда по поверхности произведения. В это взаимодействие включены процессы аннигиляции фотона на поверхности твёрдого вещества, преломления в полупрозрачных внешних слоях вещества и отражения под различными углами с получением красивого эффекта махровости света.
Взаимодействие нитей ткани со светом имеет динамический характер - попадающий на материал фотон изменяет состояние белка шерсти или шёлка и их электрический заряд, в зависимости от степени поглощения различными участками картины, в различной степени. Кроме того, при этом, также, образуются другие элементарные частицы, с различным распределением по наименованиям, в зависимости от первоначальной энергии фотона. При светорассеянии на складках нитей и повторном взаимодействии отражённой доли фотонов это распределение изменяется. Таким образом, при взаимодействии шерсти и шёлка со светом, глаз человека и другие участки восприятия нервной системы постоянно подвергаются воздействию постоянно изменяющегося результата этого, очень сложного, взаимодействия.
Слабые фотоэлектрические эффекты, сопровождаемые сверхслабыми электромагнитными явлениями оказываются доступными для восприятия человеком, особенно, при настрое на ощущение картины.
Обобщающими характеристиками вышеуказанного взаимодействия принято называть насыщенность и махровость света, отражаемого такими материалами.

ОТВЕТСТВЕННУЮ РОЛЬ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ГАРМОНИЧНЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ БЕРЁТ НА СЕБЯ ХУДОЖНИК, КОТОРЫЙ ДОВЕРЯЕТ СВОИМ ОЩУЩЕНИЯМ, И СВОЕМУ ВОСПРИЯТИЮ,ОБУСЛОВЛЕННОМУ УСТАНОВКОЙ НА ЗАЩИТУ ДОБРА И СТОЙКОСТИ ПЕРЕД ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ.

 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ    ВВЕРХ СТРАНИЦЫ

Мы используем, главным образом, природные материалы, что обеспечивает также экологические преимущества этих произведений.

Окраска выполняется строго по Государственному стандарту РФ и зарубежных стран, так что какое-либо воздействие надёжно закреплённых в материале красителей с окружающей средой исключается. Краситель находится внутри нити, а нить не осыпается, подобно тому, как осыпаются твёрдые краски. А хороший уход, с удалением пыли, исключает возникновение аллергизирующего воздействия на организм. Приписываемые натуральным шерсти и шёлку аллергизирующие свойства, на самом деле, часто оказываются обусловленными находящейся на загрязнённой поверхности нити пылью и микроорганизмами.

В то же время, старение и разложение пластических масс, из которых обычно состоят синтетические нити, высвобождает значительное количество химических веществ, которые могут иметь не только аллергизирующее и но и ряд других вредных воздействий. Из них наиболее известно канцерогенное воздействие полихлорвиниловых материалов (ковровые покрытия), токсическое воздействие продуктов разложения полистирола, фенопластов, аминопластов, полиуретанов. Некоторые производные этих веществ используются для получения искусственных волокон, другие - используются при производстве готовых изделий для различных целей, так что готовое изделие часто содержит примеси веществ, о наличии которых нельзя сделать вывод только по наименованию основного материала изделия.

Кроме того, электрическое поле поверхности   синтетической нити не соответствует величинам и соотношениям распределения его плотности заряда на поверхности кожи и волос живых существ. Это отрицательный техногенный фактор, который следует исключить по мере возможности из окружения человека.

Теплоизоляционные свойства большинства синтетических нитей заметно уступают свойствам шерстяных и шёлковых нитей.

Светоотражательная способность синтетической нити отличается резкостью, блики от более толстых и гладких по сравнению с природными, волокон синтетических нитей также отличается от естественной.

С учётом ежегодного ухудшения экологической обстановки на Земле в целом, следует принимать во внимание, что природные материалы (шерсть, шёлк, лён) каждого предыдущего года заготовки более экологически чистые, чем каждого последующего года. Поскольку, при хорошем уходе, наши произведения служат владельцу на протяжении всей его жизни, а также его наследникам, то создаваемое сегодня окружение из художественных текстильных произведений может оказаться очень благоприятным, в экологическом отношении, в будущем.

В ЦЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАМЕНЕНЫ СИНТЕТИЧЕСКИМИ.    ПРИ ВЫБОРЕ МАТЕРИАЛА ХУДОЖНИКОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ СООТВЕТСТВИЯ КАЧЕСТВА И НАЛИЧИЯ СЕРТИФИКАТОВ ИЗГОТОВИТЕЛЯ ПРЯЖИ.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ           ВВЕРХ СТРАНИЦЫ

Обычное психоэмоциональное и цветовое воздействие на человека художественных произведений, в случае произведений ручного ткачества,  дополняется особыми биофизическими воздействиями природных материалов, из которых созданы эти произведения.

В случае текстильных художественных произведений - воздействие мягкое, но сильное,  на процессы высшей нервной деятельности и на весь организм в целом. Это может быть полезным для нормализации мироощущения, сосудистого тонуса, управления величиной порогов раздражимости, восприятия установок добра и стойкости перед неблагоприятными воздействиями.

С учётом биофизических свойств применяемых материалов, ожидаемые воздействия наших произведений должны быть полезными при расстройствах подверженных воздействию метеофакторов. И действительно, как показывают наблюдения, эти свойства текстильных художественных произведений ручной работы могут оказаться полезными при депрессиях, неврозах, сосудистых расстройствах, хронической усталости.
Кроме этого, возможно учитывать воздействие цвета на человека. Оно может быть различным, поэтому может быть рекомендовано выбирать индивидуально приемлемые цветовые решения при создании произведения.

Терапевтическое воздействие произведений проявляется по трём основным направлениям.

1. Тема картины - отвлечение (снятие стресса, успокаивающее), переключение (отключение стрессового гипертонуса, прекращение действия гуморальных составляющих стресса на нервную систему и сосуды, нормализация сосудистого давления), включение мыслительного процесса (придание уверенности и сосредоточенности ).

2. Воздействие цвета и отражённого света - активизирующее воздействие (активизация обменных процессов, ускорение восстановления), положительные эмоции (улучшение настроения, повышение стойкости к неблагоприятным воздействиям на организм).
Взаимодействие электрических полей поверхностей произведения и кожи человека (получение организмом импульсов соответствующих картине спокойного общения человека с другими биологическим объектами, устранение ощущения одиночества при отсутствии других людей, придание уверенности и сосредоточенности).

3. Защитное действие - защита от акустических и температурных воздействий (ощущение комфорта, повышение работоспособности), защита от ионизирующих излучений.

Терапевтическое воздействие может задаваться и конкретизироваться, применительно к особенностям отдельного человека, во время проектирования и создания произведения по специальному заказу.

Обобщающей характеристикой терапевтических свойств художественного произведения и воздействия задаваемых им установок на определённое поведение человека служит способность произведения приносить удачу.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА ХУДОЖНИКА ОЛЬГИ КНЯЗЬ ПОМОГАЮТ СОХРАНЯТЬ ЗДОРОВЬЕ КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО И ПРИНОСЯТ УДАЧУ СВОИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОВСЕДНЕВНОГО БЛАГОТВОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА ОРГАНИЗМ, ОСОБЕННО НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА.

(C) ОЛЬГА КНЯЗЬ И ЯРОСЛАВ РОЗПУТНЯК, АВТОРСКОЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО, МОСКВА, РОССИЯ (C) [СВИДЕТЕЛЬСТВО №1306 МРП]