(C) ОЛЬГА КНЯЗЬ И ЯРОСЛАВ РОЗПУТНЯК, АВТОРСКОЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО, МОСКВА, РОССИЯ (C) [СВИДЕТЕЛЬСТВО №1306 МРП]

ЧАСТО РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ГОБЕЛЕНОВ
УХОД И СОХРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Для чистки произведения от пыли допускается применение бытового пылесоса со слабым отсосом и мягкой щёткой. Чистку желательно выполнять с учётом направления уточных нитей и рельефа поверхности таписерии во избежание выдёргивания отдельных нитей.

2. Вопрос о возможности применения моющего пылесоса следует решать с учётом характеристик и возможностей использования приемлемых режимов работы конкретного пылесоса. Для этого, необходимо учитывать, что при кратковременном воздействии влаги на поверхность шерсти степень смачивания ткани зависит от продолжительности контакта влаги с полотном произведения, а увлажнённое произведение может изменить форму после сильного механического воздействия или после высыхания.
В случаях, когда произведение увлажнено, допускается лёгкое проглаживание через вспомогательную ткань до высушивания. При этом, для сохранения ровности краёв произведения, рекомендуется прикладывать рядом с краем произведения ровную планку, карниз или подобный предмет во время проглаживания. Произведение во время проглаживания рекомендуется размещать полностью выпрямленным на плоской поверхности, для больших произведений для этого требуется чистая поверхность на полу.

3. Подвесная леска предполагается для временного подвеса до момента приобретения произведения постоянным владельцем. Для постоянного подвеса, возможны различные варианты подвеса с учётом наличия подвесных металлических колец конструкции подвеса. При разметке отверстий для подвесных колец необходимо соблюдать горизонтальность линии разметки отверстий шурупов для подвесных колец( по уровню) для исключения деформации ткани и неравномерности нагрузки на отдельные подвесные кольца, в случаях, когда число подвесных колец больше двух. Допустимая нагрузка на одно подвесное кольцо составляет не более 3 кг, поэтому для более широких и тяжёлых произведений подвес должен быть с использованием всех имеющихся подвесных колец.

4.  Для материалов ткани таписерии является благоприятным исключение воздействия повышенной влажности , вредных насекомых, прямых солнечных лучей, пыли, дыма и других подобных воздействий.

5. При хорошем уходе за произведением, для ткани таписерии нет никакой опасности попадания моли. Однако, в запылённом состоянии и при повышенной температуре, условия для поражения молью становятся более подходящими. При подозрении, что имеется поражение ткани произведения молью, следует немедленно произвести обработку спецсредством. Однако, при выборе средства для обработки необходимо определить назначение этого средства, так как средства борьбы с молью бывают двух видов - средства отпугивающие бабочки моли и средства убивающие моль. Поэтому, при приобретении такого средства следует удостовериться, что средство предназначено для уничтожения моли, при этом оно должно убивать как бабочки, так и личиночную форму моли, что обязательно указывается на упаковке этого средства. Своевременно проведённая обработка, правильно подобранным средством, не оставит заметных следов воздействия моли, но особо ценные произведения могут быть сохранены долгие годы без специальных средств, только благодаря размещению в чистом помещении.

6. При каком-либо случайном повреждении уточной ( поперечной ) нити её концы можно вшить в ткань таписерии, при помощи иглы, вдоль нитей основы. Подобным образом, можно поступить с дополнительной нитью, помещаемой на место повреждённой, в случае реставрации произведения .

При бережном обращении и сохранении срок жизни таписерии может составлять 300-500 лет или более (например, в музеях есть экземпляры с тысячелетней историей ).

Дополнительные вопросы можно задать через   Контакт

(C) ОЛЬГА КНЯЗЬ И ЯРОСЛАВ РОЗПУТНЯК, АВТОРСКОЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО, МОСКВА, РОССИЯ (C) [СВИДЕТЕЛЬСТВО №1306 МРП]