(C) ОЛЬГА КНЯЗЬ И ЯРОСЛАВ РОЗПУТНЯК, АВТОРСКОЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО, МОСКВА, РОССИЯ (C) [СВИДЕТЕЛЬСТВО №1306 МРП]

ЧАСТО РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ГОБЕЛЕНОВ

О   КАЧЕСТВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА

1. КОМПОЗИЦИЯ. Более сложная композиция требует больше трудозатрат и более высокой квалификации исполнителя,   делает произведение более дорогим.
Существует много точек зрения о том, как наивысшее мастерство реализуется при построении  композиции произведения. Тема эта очень сложная и обширная. Наша точка зрения наиболее близка к той, которая оставляет право выполнять произведения по-разному - от самых простых до самых сложных без склонности преувеличивать правильность какого-либо выбора.

2. КОЛОРИСТИКА. Необходимое количество цветов, чистота и избегание без правильной необходимости грязных оттенков цветов, правильное сочетание цветов и их переходов, как для соседствующих цветов, так и в целом для всего произведения - это стиль, который отличается от некоторых других.
Существует точка зрения, что только пастельные цвета - это показатель высокой культуры художника. Однако, это, скорее, отличие стиля, соответствующего конкретной работе.
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ. Детализация обогащает произведение искусства, помогает придавать объёмность изображению, поднимает художественный уровень произведения, но требует больше труда и влияет на стоимость гобелена.
4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ. Определяется количеством переплетений продольной (основа ) и поперечной (уток) нитей на единицу площади гобелена и зависит от техники исполнения и толщины используемых нитей.
5. КАЧЕСТВО МАТЕРИАЛА.
ХЛОПКОВЫЕ И ЛЬНЯНЫЕ НИТИ. Используются для основы, если их для этой цели заменяют синтетическими, то изделие теряет долговечность и качество структуры.
ШЕРСТЯНЫЕ НИТИ. Используются для построения изображения.
Толстая нить - худшего качества, имеет более короткие волокна. Тонкая нить - лучшего качества, имеет более длинные и крепкие волокна, а изделие более долговечно, чем изделие из толстых нитей. Однако, толстые кручёные нити тоже могут быть изготовлены из высококачественных тонких нитей. Грязные цвета шерсти, неравномерность прокраски волокон свидетельствуют о низком качестве исходного материала, некачественности красителей и процесса окрашивания и это, часто, служит признаком, что такая  нить подвержена линьке из-за некачественного закрепления красителя в волокнах, недостаточной промывки нитей после окончания процесса окрашивания.
ШЕЛКОВЫЕ НИТИ. Более высокое качество шёлковых нитей определяется по яркости цветов, наличию чистого блеска на поверхности нитей, худшее качество отличается матовостью поверхности нити. Природный шёлк не может быть заменен синтетическим шёлком по своему качеству и значению для применения в изготовлении произведения.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ, ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИЕ И КОМБИНИРОВАННЫЕ НИТИ. Имеют преимущества, в наше время,  при достижении оттенков некоторых цветов, снижают стоимость произведения. Если используются только для уточной нити, то при незначительном содержании, не влияют, заметно, на свойства произведения по сравнению с произведением из чистой шерсти.
При большом количестве применяемых синтетических нитей произведение теряет свою долговечность и гигиенические свойства. Поэтому, для серьёзных дорогих работ, предназначаемых для наследства потомкам, синтетические нити применять не следует.
6.ОТСУТСТВИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗВОДСТВА.
РОВНЫЕ БОКОВЫЕ КРАЯ. Характеризуют более высокое качество, чем волнистые края, что свидетельствует о неравномерности стягивания нитей утка.
ШИРИНА ПОЛОТНА СВЕРХУ должна быть одинаковой по сравнению с шириной снизу, что свидетельствует об отсутствии стягивания основы утком в направлении кверху.
ПЛОТНОСТЬ НИТЕЙ УТКА. Хорошо уплотненные, прибивкой во время процесса ткачества, нити утка полностью закрывают нити основы.
ОТСУТСТВИЕ ВПАДИН ИЛИ ВЫПЯЧИВАНИЙ на поверхности произведения свидетельствуют о неуправляемом    неравномерном уплотнении нитей в этих местах. Это признак невнимания исполнителя, его низкой квалификации или низкой культуры труда. Потеря контроля за качеством ткани может произойти, когда исполнитель увлекается сложной картиной, особенно, исполняемой  нитями различного вида. Изменение типа переплетений, толщины нити, тщательность выполнения прибивки уточной нити - это важные факторы,  которые влияют на качество ткани произведения.
ОТСУТСТВИЕ ГРУБЫХ УЗЛОВ, ВЫДЕРНУТЫХ НИТЕЙ как на лицевой, так и на обратной сторонах. При обычных переплетениях обратная сторона должна давать подобное зеркальное изображения лицевой стороны, за исключением участков, где техническое размещение нитей требует их прохождения сверху этих участков.
ОФОРМЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ. Ровная поверхность обратной стороны, отсутствие висячих нитей, обработанные края и аккуратный вид обратной стороны как для узелковых, так и для  безузелковых вариантов оформления свидетельствуют о высокой культуре изготовления. Заклеивание бумагой сзади произведения может иметь целью сокрытие недостатков обратной стороны. Качественное произведение ручного ткачества невозможно без качественной обратной стороны.
КРЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДВЕСА. Конструкция крепления для подвеса у должна позволять красивое размещение верхней части произведения при подвесе для постоянного нахождения. Иногда, натягивание произведения на деревянный подрамник может свидетельствовать о недостатках в натяжении нитей изделия, которое исправляют принудительным натягиванием на раме. Крепление подвеса должно быть прочным, лёгким и удобным, не должно быть отвисания верхней части произведения кпереди. Крепление должно оставлять возможность выбора владельцем оформления произведения в раму по целесообразности (например, небольшие портреты), оно не должно создавать неудобств при перемещении и хранении произведения,  должно быть легко доступным и удобным для таможенного контроля. После размещения произведения в интерьере крепление подвеса не должно мешать эстетическому восприятию произведения.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Авторское произведение - произведение разработанное и, чаще всего, выполненное лично автором. Участие других лиц, даже технических исполнителей, неизбежно вносит долю их авторского участия. Поэтому, в строгом смысле слова, авторскими можно называть только произведения, выполняемые автором лично. Авторская работа хорошего художника и мастера может быть неповторимой удачей. Достойные авторские работы всегда высоко ценились.

Шпалера - произведение, создаваемое, в основном, полотняным (правильное чередование парных и непарных горизонтальных и вертикальных нитей).
Термин "шпалера" относится, преимущественно, к произведениям, ткань которых имеет большое число преплетений на единицу площади (более 40 нитей основы на 10 см). Иногда, старинные шпалеры выполнялись с очень большим числом переплетений на единицу площади произведения, что давало возможности графического изображения, сопоставимые с возможностями живописи.
Отдельным направлением в истории шпалер были произведения, называемые гобеленами.

Гобелен - в строгом смысле слова, работа мастерских Les Gobelins в Париже, это торговая марка. Поэтому, для коммерческих целей применяется термин "таписерия", поясняемый ниже. Так исторически сложилось, что в России название "гобелен" имеет много различных значений. Гобеленами у нас называют не только авторские произведения ручного ткачества, но и массовые машинные копии старинных шпалер, набивки (штамповка краской по готовой
ткани ), мебельную ткань с рисунком, различные виды вышивок, трикотажные полотна с изображениями, лоскутные ковровые панно из ворсовой ткани машинного изготовления.

Иногда, в результате заблуждения относительно того, что же такое "гобелен", мебельная ткань "гобелен" с изображениями, предназначаемая для обивки спинок диванов и стульев, вставляется в рамы и заменяет авторское художественное произведение.

НАЗВАНИЕ "ГОБЕЛЕН", ПРИМЕНЯЕМОЕ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВСЕХ ВИДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТКАЧЕСТВА НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ УСТАНОВЛЕННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ, КРОМЕ СЛУЧАЕВ КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АВТОРСКОГО РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА, КОГДА ПРИМЕНЯЮТ ТЕРМИН "ТАПИСЕРИЯ".

Таписерия - принятый специалистами [В.И.Савицкая.Превращения шпалеры. М.: Галарт, 1995, с.8 ] термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии.Слово "таписерия" происходит от греческого "тапес", латинского "tapetum" - в этих языках оно относится к названию ковра. Современное английское tapestry и французское "tapisserie" означают приблизительно "ковровая картина" , а немецкое "Bildteppich" дословно переводится как "картинный ковёр".

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ТАПИСЕРИИ ( ШПАЛЕРА, ГОБЕЛЕН )
И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕКСТИЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ

ТАПИСЕРИЯ (ШПАЛЕРА, ГОБЕЛЕН)

Произведение искусства, чаще для размещения на стене помещения. Неповторимость, ручная работа. Исполнитель - художник или мастер специальной квалификации. Возможности графического изображения, количества цветов, комбинирования различных видов техники исполнения не ограничены. 

ОБЫЧНЫЙ КОВЕР

Традиционный предмет быта, чаще напольное покрытие. Массовое ручное или машинное производство по специальным образцам. Исполнитель - мастер после профессионального обучения или машина. Традиционные ковры, называемые по названию местности своего прпоисхождения, строго соответствуют по технологии и рисунку своему типу.
Возможности изображения ограничены типовыми рисунком и формой по образцу, число цветов, в среднем, не превышает 10. Однако, по специальному заказу, производятся уникальные ковры ручной работы. Среди них, наиболее высоко ценятся иранские и туркменские ковры
Высокохудожественные авторские ковры, в определённых случаях, могут быть отнесены к таписерии.

ДРУГИЕ ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ВЫШИВОК

Различные методы вышивки, ручное и машинное выполнение, различная степень квалификации мастеров дают разнообразие от массового ширпотреба и бытового уровня до высокохудожественного эксклюзивного произведения. Иногда, вышивку по картине тоже называют гобеленом. Особенно, когда для вышивки предлагаются фабричные заготовки по мотивам старинных шпалер. Но, если рассматривать эти работы формально, то гобеленами их называть нельзя, как не имеющими основного признака гобелена -  тканого исполнения изображения.
То же самое отличие и у других видов текстильных художественных изделий - все они имеют изображение, которое не соткано, а получено на ткани различными другими способами.

ВЫШИВАНИЕ ПО ТКАНИ СПЕЦИАЛЬНЫМИ КРЮЧКАМИ

Имеется готовая ткань, использовавшаяся для вышивания картины. Видны стежки, идущие в разных направлениях, иногда очень толстые, когда вместо нитей используются свёрнутые кусочки цветных тканей. Картина часто выполняется заполнением определёнными цветами размеченных участков ткани .

ВЫШИВАНИЕ ПЕТЛЯМИ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИГЛЫ

На обратной стороне изделия видно характерное наложение нитей на полотно, а на лицевой, после отклонения ворса, видно фабричное полотно, через которое прошла нить с иглой. Петельчатый ворс у этого вида изделий намного реже, чем ворс ковров и таписерии.

ВОЙЛОКИ

Для раскрашенных войлоков изображение образуется краской для ткани или другими видами красок на войлочном материале. 
Для цветных войлоков изображение получают вставкой цветных фрагментов войлоков различных цветов.
Войлоки - это произведения искусства, отличающееся нетканым выполнением.

БАТИК

Батики - это картины, выполненные специальным методом росписи по готовой ткани. Очень часто для этих картин применяют шёлковое полотно, что придаёт картине большое изящество. 
Есть несколько технологий изготовления картин методом росписи ткани. Современные методы отличаются от традиционного метода изготовления батика благодаря применению стойких красок и особенностям закрепления красок в ткани. 
Долговечность батика зависит от вида и сорта применяемой ткани, долговечности и качества красок, а также качества закрепления краски в ткани.

ТРИКОТАЖНЫЕ ПОЛОТНА

Картины и декоративные панно, создаваемые при помощи трикотажных переплетений имеют характерный вид поверхности трикотажного полотна, благодаря однотипности рядов каждого вида трикотажных петель. Могут создаваться ручным вязанием, а также при помощи вязальных машин. Размер трикотажной петли зависит от класса вязальной машины (размера вязальной иглы) и регулировки величины петли на машине.
Трикотажное полотно имеет все особенности, присущие этому виду ткани : 
- оно менее плотное, чем полотно, полученное ткацкими переплетениями;
- легко растягивается благодаря подвижности трикотажных петель;
- требует закрепления в рамах из-за склонности трикотажа стягиваться и свёртываться.
Современные вязальные машины позволяют тиражировать этот вид картин благодаря применению перфокарт и компьютерного управления вязальной машиной. Однако, изменение в компьютерной программе отдельных частей, а также смена цветов ниток от картины к картине дают возможность получать большое число вариантов, которые отличаются друг от друга. 
В настоящее время является неудобным создавать картины этим методом с большим числом цветов и оттенков, так как всякий раз требуется смена нити в нитеводителе вязальной машины, в то время как у современных вязальных машин автоматически меняется только несколько цветов.
Большим удобством в создании этого вида ткани является быстрота изготовления вязальной машиной желаемой картины при наличии готовой компьютерной программы, а также возможность быстро вносить изменения в программу перед изготовлением ткани.

ФАБРИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ТКАНЬ ТИПА "ГОБЕЛЕН" МАШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ткань типа "гобелен" вырабатывается на специальных (жаккардовых ) станках, это ткань с рисунками (часто это копии старинных шпалер). На обратной стороне часто видно размещение нитей, согласующееся с размещением нитей на лицевой стороне. Может иметь хорошую графическую детализацию. Для изготовления этих тканей, чаще всего, используют хлопковые нити. Как правило, не имеет  много цветов, это изделие массового производства. Предназначается, в основном, для обивки мебели. Иногда, используется как копия художественного произведения в рамах для оформления интерьера.

НАБИВНОЙ "ГОБЕЛЕН"

Изображение наносится набивкой (штамповкой краски) на готовую ткань или одноцветный ворсовый ковер. Нечеткое прокрашивание отдельных мест. Не имеет много цветов. Обратная сторона не имеет копии рисунка лицевой стороны из-за прокрашивания только части лицевой стороны.

РУЧНАЯ ДОРАБОТКА МАШИННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Сотканные машинным способом ковровые изделия далее поступают на ручную доработку в виде вырезания рельефных участков и линий. Иногда, рассматриваются как изделия ручной работы, так как ручная доработка требует много квалифицированного труда.
Отдельным направлением выступает конструирование полотен больших размеров из лоскутов машинных ковровых тканей и ручного соединения с последующим вырезанием рельефа. Этот метод позволяет быстро подготовить необходимое количество ткани по нестандартному, но несложному рисунку, с небольшими затратами. В Россию ткани для создания таких изделий часто поступают из государств Юго-Восточной Азии. Однако, расходы по импорту исходных материалов заметно увеличивают стоимость готовых изделий.

(C) ОЛЬГА КНЯЗЬ И ЯРОСЛАВ РОЗПУТНЯК, АВТОРСКОЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО, МОСКВА, РОССИЯ (C) [СВИДЕТЕЛЬСТВО №1306 МРП]